Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Взаимодействие школы и семьи – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь.
Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Родительская любовь приносит ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу. «Счастье - это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Мы предлагаем Вам для улучшения детско-родительских отношений и формирования навыков эффективного взаимодействия со своими детьми пройти тест «Общение в семье». Результаты анкеты помогут Вам узнать, какие взаимоотношения у Вас с Вашими детьми: благополучные, удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, недостаточные. Покажут Вам степень понимания своего ребенка, помогут глубже осознать свои отношения с ними и эмоционально обогатить их.
Анкета для родителей «Общение в семье»
При заполнении анкеты проставьте знак «+» в соответствующей графе.
№ |
Вопросы |
Ответы |
||
Да |
Нет |
Иногда, отчасти |
||
1. |
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? |
|
|
|
2. |
Говорит ли с вами ваш ребенок «по душам», советуется ли по личным делам? |
|
|
|
3. |
Интересуется ли он вашей работой? |
|
|
|
4. |
Знаете ли вы друзей вашего ребенка? |
|
|
|
5. |
Бывают ли они у вас дома? |
|
|
|
6. |
Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах? |
|
|
|
7. |
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? |
|
|
|
8. |
Проверяете ли вы, как он учит уроки? |
|
|
|
9. |
Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам? |
|
|
|
10. |
Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»? |
|
|
|
11. |
Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги? |
|
|
|
12. |
А телевизионные передачи и фильмы? |
|
|
|
13. |
Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах? |
|
|
|
14. |
Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах, на загородном отдыхе? |
|
|
|
15. |
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет? |
|
|
|
Оценка результатов анкеты.
За каждое «да» - 2 балла;
за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл;
за «нет» - 0. Далее подсчитывается количество набранных баллов.
Более 20 баллов – Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов – отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов – Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. Удачи!